Богослов.ru

XIV век

Радио России

Предшественники реформации. Джон Виклиф

 

К эпохе Возрождения Западная Церковь превратилась в мощную светскую монархию. Рим жестко и настойчиво распространял свою власть не только в церковной, но и в политической сфере. Это глубоко искажало духовную сущность Церкви и удаляло ее от евангельских начал. С XIV века появляются ростки недовольства этим ненормальным положением. И первым, кто открыто выступил с идеями реформировать западное христианство, был английский богослов Джон Виклиф.

Он родился около 1320 года в небольшом селении на юге Англии. Образование Джон получил в обычной сельской школе. Но благодаря своему стремлению к учебе ему не составило труда поступить в самый престижный в то время Оксфордский университет. «В университете, — как вспоминает сам Виклиф, — я с жадностью изучал все, что там преподавали, слушая лекции по физике, математике, юриспруденции, филологии и философии». Однако больше всего он увлекался богословием. Еще будучи студентом, Джон получил прозвище «доктор Евангелия» за свою любовь к Священному Писанию. В 27 лет он стал профессором университета, а затем и ректором одного из колледжей Оксфорда. Тогда же Виклиф принял священный сан.

В это время в Англии началась эпидемия «черной чумы» — страшной болезни, унесшей множество жизней. Люди умирали, прося и не получая никакой помощи, ища и не находя утешения. Из-за боязни заразы двери многих храмов, монастырей и аббатств были заперты. Равнодушие духовенства поражало так же, как и тысячи трупов, лежавших вдоль дорог по всему королевству. Одновременно с этим бедствием папа Римский потребовал от английского короля выплаты ежегодной подати, которую Англия не платила уже в течение тридцати лет. Такую подать папа собирал со всех европейских государств как свидетельство их подчинения римскому престолу. Предстоятель Западной Церкви указывал английскому монарху, что именно из-за оставления выплат Риму Бог попустил эту страшную болезнь его подданным. Английский парламент был в нерешительности. У правительства и так не хватало средств для борьбы с эпидемией. Однако то, что могло грозить за отказ Риму, было страшнее любой эпидемии.

Именно этот момент стал переломным в отношении Виклифа к Римскому престолу. Он смело выступил против уплаты подати в папскую казну. Виклиф утверждал, что в случае нужды государство имеет право лишить Церковь ее владений, а посягательство папы на светскую власть противоречит основам христианства. Такая поддержка ученого священника воодушевила короля и парламент. Они отвергли требования папы. А Виклиф благодаря этому стал самым популярным богословом Оксфордского университета. Его слова студенты воспринимали как богодухновенные писания, а его самого они называли «пятым евангелистом». «На его воскресные проповеди собирались тысячи горожан, — вспоминает один из современников Виклифа, — а когда он приезжал проповедовать в Лондон, весь город приходил в движение».

Первоначально критика Виклифа касалась только политической деятельности Римского епископа на территории Англии. Он не собирался противоборствовать Риму в вопросах вероучения. Однако, получив поддержку светской власти, он уже не смог остановиться. Назвав папу предтечей антихриста, он отверг все церковные таинства. Перестал признавать почитание святых и поклонение иконам. Требовал запретить монашество и забрать все монастырские земли в пользу английской короны. Царившая в Риме смута и наличие нескольких претендентов на папский престол не позволили сразу пресечь деятельность английского священника. Лишь только тогда, когда Виклиф начал посылать по всей Англии своих учеников — так называемых «бедных священников», — Рим возвысил голос.

Папа разослал указы в университет, королю и духовенству, с требованием принять решительные меры против нового учения и его проповедника. В них он назвал Виклифа — «лоллардом», то есть лжецом, дословно — «сеятелем плевел». Но было уже поздно. Это прозвище стало почетным именем сторонников Виклифа, а Оксфордский университет — их центром. «Каждый второй человек в Англии — лоллард», — писал один из современников тех событий.

Дважды против Виклифа собирался папский трибунал. Однако благодаря заступничеству короля, парламента и простого народа он не смог вынести осуждающий приговор и арестовать проповедника. Епископам оставалось лишь осудить само учение оксфордского богослова. В третий раз он предстал перед высшим духовным судом королевства. После продолжительных дебатов Виклиф спросил заседавших: «Как вы думаете, с кем вы боретесь? Со стариком, стоящим на краю могилы? Нет! Вы боретесь с истиной, но истина сильнее вас, и она победит». С этими словами толпы людей ворвались в зал заседаний, чтобы освободить своего учителя, и никто не осмелился их остановить.

После этого английский реформатор был вызван в Рим, но удар паралича помешал Виклифу предстать перед папой. Суд провели у постели больного, но и здесь духовная власть ограничилась только допросом об убеждениях. Виклифа не отлучили от Церкви и даже не лишили права священствовать, боясь народного возмущения. Однако в конце жизни Виклиф дошел до отрицания всей многовековой христианской традиции, признавая авторитет лишь одного Евангелия. Это учение осудили в Оксфорде, и многие последователи Виклифа отошли от него. Он удалился в свой приход, где скончался в полном забвении в 1384 году. Уже посмертно Джон Виклиф был осужден Римской Церковью как еретик. Его останки были вырыты из могилы и сожжены. Однако учение Виклифа получило распространение за пределами Англии на европейском континенте. Именно оно дало ту малую трещину, которая через полтора столетия привела Западную Церковь к расколу и возникновению нового христианского вероучения — протестантизма.

 

Отметить или снять отметку
Пастырские беседы
Отметить или снять отметку
История церкви
Отметить или снять отметку
Богословская мозаика
Отметить или снять отметку
Библия для детей
Отметить или снять отметку
Россия. История в лицах
Отметить или снять отметку
Учители. Мыслители. Пророки
ПОИСК