Богослов.ru

Человек в Церкви

Купить диплом в Москве

Ритуал

 
Какой самый яркий, самый радостный праздник в году? Конечноже, Новый Год! Минимальный набор атрибутов праздника — шампанское, накрытый стол,украшенная ёлка, телевизор и — конечно же, новогодняя речь первого лицагосударства, предваряющая не менее символический бой кремлевских курантов.Нескрываемая радость и ликование. Звон бокалов и телефонные звонки. И жизнь некажется пустой, и одиночество исчезло. Быть может, именно сегодня нас случайноотыщет счастье. Всё, как в том далёком золотом веке... Ах, если бы эта ночь непрекращалась никогда! Ночь, когда прошлое соединяется с будущим. Ночь, когдаумирающее старое человечество вытесняется вновь родившимся. Когда начало иконец сливаются воедино. Когда все в единодушном порыве преклоняют свои головыперед единственным хозяином жизни - Временем, рождающим жизнь из Хаоса...

Стоп! Едва ли кто-то в эту праздничную ночь задумывается надтем, куда нацелен этот пёстрый церемониал праздника. А ведь он, по сути,воспроизводит языческую идею вечной цикличности времени - рождения мира из хаоса, его развития, разрушения и новогорождения из того же хаоса. 
А новогодняя ель — разве это неархаическое Древо Мира, вокруг которого не только хороводы водят, но и всявселенная вращается? Ель, которая своей вершиной достигает Невидимых миров, акорнями глубоко уходит к тайнам подземного царства? Нет, даже советская идеологическаямашина, перемоловшая миллионы человеческих жизней, не осилила новогоднийритуал!
Казалось бы, в современном мире, насквозь пропитанномрациональностью и прагматизмом, ритуал должен был бы исчезнуть как пережиток«религиозной дремучести». Разве ритуал — это не та самая «условность», скоторой сегодня принято бороться? Разве не предполагает идея демократии полнуюсвободу в поведении и самовыражении, где неприемлемы любые «условности»? Идействительно, общество ХХ века успешно рассталось со многими религиознымиритуалами. Однако отказавшись от религиозной составляющей ритуала, нашсовременник создал бесконечное множество своих, вполне светских обрядов. 
Ритуал выполняет функцию «оформления», «оборачивания» или «обряживания» важнейших религиозных смыслов, - но разве можно одетьпустоту? Как трагически-беспомощны проводы усопшего при всей помпезностисветского ритуала похорон. И сколько уверенности в жизни вечной, молитвеннойнадежды на лучшую участь в церковном обряде отпевания! «Гражданская панихида» - явление глубоко симптоматичноедля нашего времени. Однако попытка создать аналогию церковному заупокойномуобряду превращается либо в фарс, либо в гротеск. Символика красного цвета -цвета жизни и воскресения, которая появилась еще во времена среднего палеолита,где красной охрой обильно посыпали усопшего - в советской «гражданскойпанихиде» связывается с революционными идеями. Да и сам монумент, воздвигаемыйна могиле, уже не несет никакого сакрального смысла; без веры в вечную жизнь он- только памятник, увенчанный звездой... Если бы в Древнем Египте, илиМеждуречье, или Скифии были «гражданские панихиды», никогда не увидел бы мир нивеличественных пирамид, ни чарующих своей красотой мавзолеев, ни искусносозданных курганов. Для любой религии ритуал - явление особо важное. Еслиубрать священные предметы, священные действия, обычаи и времена - религиястанет бесплотной идеей, растворившись в круговерти будней.
Ведь именно ритуал наполняет жизнь смыслом. В этом его суть.Но таким его делает только религия. Врелигиозном ритуале человек изымается из обыденности, и оказывается перед лицомСвященного, Вечного, Неизменного. Но в отличие от выхолощенного светского ритуала,религиозный ритуал всегда осмыслен, разумен. Жизнь может быть радостной илигорестной, благословенной или едва выносимой - но ритуал остается одной и тойже непоколебимой опорной точкой человеческого бытия.
Насколько мелкой и пошлой выглядит жизнь современника,стерилизованная правилами этикета и общечеловеческими ценностями, по сравнениюс богатой обрядами жизнью самого простого крестьянина старой России! Любыезначимые события были богато «обряжены»; не только бракосочетание, рождение илипохороны, но и будничная жизнь благодаря обрядам несла на себе оттенок праздника.Разве можно, войдя в чужой дом, не поклониться хозяевам, не перекреститься, несказать: «Мир вашему дому!», не справиться о здоровье старших и младших? Анасколько тесно было связано земледелие с днями памяти святых! А праздничныеобряды Пасхальных и Рождественских дней? Именно обрядом колядования приносили христославы радость Рождества в каждый дом! Ведьдуша всегда ждет праздника - ждет, когда вырвется из ежедневной суеты и подниметголову ввысь - а если вырваться некуда? или, точнее, не во что?
Это самое «что», сердцевину, существо ритуала и хранит посей день Церковь. Здесь в неизменности сохранились и обычаи ранних христиан, красотаи символическая насыщенность византийского церемониала, и традиционные для Русиобычаи и обряды. Наиболее ярко совокупность ритуалов представлена вбогослужении, когда различные по своему значению и месту обряды выстраиваются вчёткую и целостную линию разумного служения Богу. Зайдет человек в храм Божий,услышит пение, лоб перекрестит, до земли поклонится, к иконе подойдет, поцелует - а тут и священник с кадиломпройдет, покадит молящихся - и подногами снова твердая почва, твердь, «яже не подвижится»... Вот откуда у верующих людей источник внутреннего мира испокойствия - в насыщенности их жизни религиозными ритуалами, в которых человекобретает осязаемое прикосновение Вечности.