В древнегреческой мифологии есть легенда о фригийском царе Мидасе, который получил от богов способность превращать в золото все, к чему бы ни прикоснулся. Но после того как все вещи вокруг сделались мертвым желтым металлом, и сама любимая царская дочь превратилась в куклу из золота, обезумевший Мидас взмолился, чтобы боги забрали назад этот ужасный дар. Мудрые древние греки знали немало о «роковых страстях» человеческой души, в том числе о страсти к деньгам, которая в эпоху античности считалась психической болезнью, наподобие наркомании или игромании. Однако драмы человека, готового гибнуть за презренный металл, приносить буквально все в жертву «желтому дьяволу», этой драмы, ставшей одной из главных тем классической литературы, начиная с «Венецианского купца» и «Скупого рыцаря», античные греки не знали, и знать не могли — по причинам... богословского свойства.
Дохристианская эллинская мысль, хотя и достигала в высших своих прозрениях идеи единого Бога, но еще не связывала его с представлением о бесконечности. Человеку трудно даже вообразить себе бесконечность, ибо в мире все имеет конец, даже песок в пустыне можно сосчитать до последней песчинки. Лишь Бог библейского откровения являет собой бесконечную благость, бесконечную мудрость, бесконечное могущество. Человек, созданный по образу и подобию Бога, не может не стремиться и к божественному совершенству. Однако вместо того, чтобы приближаться к Богу путем духовного восхождения, в греховной слепоте человек отвращается от своего Творца и возлагает надежду на бездушных кумиров. Не успел пророк Моисей сойти с Синайской горы со скрижалями завета, как люди уже забыли об истинном Боге-избавителе, и сотворили себе другого бога — золотого тельца, стали покланяться ему и приносить жертвы, восклицая: «вот бог, который вывел нас из Египта!».
В мире, который был воспитан на Библии, но потерял веру в Живого Бога, снова торжествует религия «золотого тельца». Почему сами деньги ценятся гораздо выше, чем все то, что на них можно купить? Многим богачам не хватает жизни, чтобы хоть раз одеть каждую из своих сорочек и пожить в каждом из своих особняков. Вещи, как и люди, слишком уж несовершенны: они капризны и ненадежны, стареют, теряют в цене.
Совсем другое дело — деньги! Они бесконечны, и их никогда не бывает слишком много. Деньги всегда отвечают взаимностью на искреннюю любовь и возвращаются с прибылью, которая может превзойти самые дерзкие мечты — все зависит только от твоей хитрости и «удачливости». Когда дело касается денег, даже самые убежденные рационалисты становятся суеверны, и самые «безрелигиозные» люди невольно начинают молиться. Возможности денег беспредельны, почти как возможности Господа Бога. Только Бог где-то далеко, и порой кажется, что Он отвернулся от мира, уже не слышит людских молитв, тогда как деньги стали «двойником» Бога в безбожном мире, они теперь исполняют роль универсального мироправительного начала: созидают и разрушают, объединяют и разлучают, несут радость и горе.
Деньги возводят на пьедестал и обращают в прах, они диктуют законы и ставят правителей, развязывают войны и строят города, они гонят с родной земли целые народы и делают смертельными врагами ближайших родственников, они меняют богозданный облик Земли и воочию приближают конец света. Деньги заменили собой благодать: жизнь имеет смысл, пока ты приобщен к их вожделенному потоку, если же деньги отворачиваются от тебя, ты сходишь с ума от горя. Человек уже не надеется ни на Бога, ни на другого человека, даже самого близкого, а только на себя и на свои деньги. В мире денег предметом купли-продажи становится все: чувства и мечты, разум и творчество, даже вера оценивается по «успешности» и благосостоянию верующих. Вся жизнь — однообразный сериал о том, как люди только и делают, что бесконечно ищут и делят деньги.
Дохристианская эллинская мысль, хотя и достигала в высших своих прозрениях идеи единого Бога, но еще не связывала его с представлением о бесконечности. Человеку трудно даже вообразить себе бесконечность, ибо в мире все имеет конец, даже песок в пустыне можно сосчитать до последней песчинки. Лишь Бог библейского откровения являет собой бесконечную благость, бесконечную мудрость, бесконечное могущество. Человек, созданный по образу и подобию Бога, не может не стремиться и к божественному совершенству. Однако вместо того, чтобы приближаться к Богу путем духовного восхождения, в греховной слепоте человек отвращается от своего Творца и возлагает надежду на бездушных кумиров. Не успел пророк Моисей сойти с Синайской горы со скрижалями завета, как люди уже забыли об истинном Боге-избавителе, и сотворили себе другого бога — золотого тельца, стали покланяться ему и приносить жертвы, восклицая: «вот бог, который вывел нас из Египта!».
В мире, который был воспитан на Библии, но потерял веру в Живого Бога, снова торжествует религия «золотого тельца». Почему сами деньги ценятся гораздо выше, чем все то, что на них можно купить? Многим богачам не хватает жизни, чтобы хоть раз одеть каждую из своих сорочек и пожить в каждом из своих особняков. Вещи, как и люди, слишком уж несовершенны: они капризны и ненадежны, стареют, теряют в цене.
Совсем другое дело — деньги! Они бесконечны, и их никогда не бывает слишком много. Деньги всегда отвечают взаимностью на искреннюю любовь и возвращаются с прибылью, которая может превзойти самые дерзкие мечты — все зависит только от твоей хитрости и «удачливости». Когда дело касается денег, даже самые убежденные рационалисты становятся суеверны, и самые «безрелигиозные» люди невольно начинают молиться. Возможности денег беспредельны, почти как возможности Господа Бога. Только Бог где-то далеко, и порой кажется, что Он отвернулся от мира, уже не слышит людских молитв, тогда как деньги стали «двойником» Бога в безбожном мире, они теперь исполняют роль универсального мироправительного начала: созидают и разрушают, объединяют и разлучают, несут радость и горе.
Деньги возводят на пьедестал и обращают в прах, они диктуют законы и ставят правителей, развязывают войны и строят города, они гонят с родной земли целые народы и делают смертельными врагами ближайших родственников, они меняют богозданный облик Земли и воочию приближают конец света. Деньги заменили собой благодать: жизнь имеет смысл, пока ты приобщен к их вожделенному потоку, если же деньги отворачиваются от тебя, ты сходишь с ума от горя. Человек уже не надеется ни на Бога, ни на другого человека, даже самого близкого, а только на себя и на свои деньги. В мире денег предметом купли-продажи становится все: чувства и мечты, разум и творчество, даже вера оценивается по «успешности» и благосостоянию верующих. Вся жизнь — однообразный сериал о том, как люди только и делают, что бесконечно ищут и делят деньги.
Деньги становятся проблемой, когда их нет, но при их появлении проблем становится гораздо больше. Человек «при деньгах» все время должен думать о том, что с ними делать, он «пасет» свои денежки, словно пастух, который ни днем, ни ночью не может отлучиться от стада. Наивная иллюзия, будто мы управляем деньгами: на самом деле мы и не замечаем, как тихо и настойчиво нами управляют они. Греческий философ Протагор назвал человека мерой всех вещей. Однако человек не захотел нести это бремя, передав его деньгам, которые сделались мерой не только всех вещей, мерой истины, добра и красоты, но и мерой самого человека. Деньги превращают человека одновременно в господина и в раба. И наша власть над ними реальна лишь настолько, насколько мы способны понять их власть над нами. А заодно понять, что истинная мера всего — не бездушный «золотой телец», и даже не протагоровский человек сам по себе, а Тот, Кто есть Альфа и Омега, Творец и Промыслитель всего, истинное сокровище всех благ — Живой Бог.«Деньги разбегаются прочь,
Поймать их чтоб, ищи барыш день и ночь.
Деньги есть — и ты «упакован под завяз»,
Кую монету, сажусь в кабриолет и жму на газ!
Только первым классом я отправляюсь в полёт,
Теперь уж свой мне нужен самолёт.
Исполнить могу любую мечту,
Купить футбольный клуб хочу...
Деньги, вернитесь назад!
- Я в деле, Джек, мою долю не вздумай зажать!
Деньги нужны всем,
Не верь, кто скажет, что не хочет их совсем.
Деньги — это злой рок.
- Дели по чести, не зарься на мой кусок!
Деньги, как иные говорят,
Есть причина зла, что все творят,
Но если попросишь у них самих хоть чуть-чуть,
Не удивляйся — тебе ничего не дадут...» (Роджер Уотерс)