Богослов.ru

Человек в мире сем

Купить диплом в Москве

Время

Время / Человек в мире сем / Богословская мозаика
 
«Что обыкновеннее бывает у нас предметом разговора, как не время? И мы, конечно, понимаем, когда говорим о нем или слышим от других. Что же такое, еще раз повторяю, что такое время? Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняясь; но, как скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик!» — Великий богослов V века Аврелий Августин в своей знаменитой книге «Исповедь» бился над загадкой времени так, словно от решения этого философского вопроса напрямую зависела вся его судьба...

Августин едва ли мог вообразить, с какими скоростями будет путешествовать, работать, думать, жить наш современник, вообразивший себя «оседлавшим время». Скорость действия превращена в главный критерий, по которому ценят не только самолет, автомобиль или компьютер, но уже и самого человека. Мы знаем, что «время — деньги», знаем, как считать время, как его экономить, выигрывать, опережать, обманывать и даже как заставить время «работать на нас»... Вездесущий циферблат со спешащей секундной стрелкой давно уже стал символом нашей цивилизации. И, несмотря ни на что, времени не хватает все ужаснее, как и ответа на поставленный Августином вопрос: а что же вообще такое — время?

Подобно любви, страху, золоту, время — это сила, крепко держащая человека в своей непостижимой власти. Но если попытки алхимиков найти рецепт золота давно ушли в историю, то дерзкая мечта изобрести «машину времени» не перестает будоражить умы, и не только писателей-фантастов. В самом разгаре ХХ века лучшие советские ученые долго ломали головы: как можно «сжать время», чтобы форсировать темпы развития Страны советов и ускорить мировую революцию. Тому, кто первый это придумал, наверняка не давала покоя слава библейского Иисуса Навина, который с Божьей помощью остановил время, чтобы довершить победу над Гаваоном. Современная философия и психология говорит, что человек действительно может влиять на ход времени. И как ни странно, для этого вовсе не требуются оснащенные суперкомпьютерами и синхрофазотронами научные центры, занятые подбором магической «отмычки» к вечной тайне временного бытия. Вполне достаточно просто быть великодушным человеком — чтобы душа вмещала как можно больше. В спокойном постижении мудрости, в неторопливом труде, в отрешенной молитве. Если не гнаться за временем, оно и не убегает.
«Мы знаем, время растяжимо,
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои,
А иногда оно течет
Ненагруженное, пустое,
Часов и дней напрасный счет.
Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют наши сутки,
Но, положив их на весы,
Находим долгие минутки
И очень краткие часы». (С.Я. Маршак)
Сегодня мало кто осознает, что такие всенародно любимые и, казалось бы, вполне «гражданские» праздники, как Новый год, день рождения, всевозможные годовщины и юбилеи — это не что иное, как реликты глубоко религиозного отношения ко времени. Согласно древним верованиям всех народов Земли, ритуальная встреча Нового года способна вновь возвратить заветное время жизни — «обновленное», «чистое», «святое». Время первозданного, еще не испорченного мира — каким он был, только-только выйдя из рук своего божественного Создателя.

«С нового года начать все с начала», «начать новую жизнь с понедельника», «выйти на новую жизненную орбиту» — эти столь знакомые нам надежды прямо совпадают с религиозными переживаниями наших предков. Как?! Ведь наш мир неузнаваемо изменился, и продолжает стремительно меняться, — мир, но не душа человека! Наша духовная природа остается неизменной, и человек по-прежнему живет все теми же извечными, укорененными в религии образами и понятиями, страхами и надеждами. Но проблема в том, что современный человек не хочет отдавать в этом отчет даже самому себе. Поэтому в его душевной жизни обычно царит полный хаос, где христианские истины причудливо смешаны с разнообразным язычеством, от первобытного — до псевдорелигий в стиле «нью-эйдж»...

Библейское понимание времени произвело настоящую революцию в религиозном сознании. Ведь в язычестве время было еще до творения земного мира, и все мифы начинаются с того, как боги выясняли отношения на небесах, создавая образцы поведения для людей. Библия же начинается словами: «В начале сотворил Бог небо и землю». Открытое Библией время — это не вечный повтор смутных мифических предначертаний. Это время свободы, время зрелости, время новых свершений и духовных встреч.
«По слову извечно Сущего,
Бессменен поток времен,
Чую лишь ветер грядущего,
Нового мига звон.
С паденьем идет, с победою?
Оливу несет иль меч?
Лика его я не ведаю,
Знаю лишь ветер встреч.
Летят нездешними птицами
В кольце бытия вперед
Миги с закрытыми лицами,
Как удержу их лет?
И в тесности, в перекрестности,
Хочу, не хочу ли я —
Черную топь неизвестности
Режет моя ладья». (З. Гиппиус)