Богослов.ru

I - IX века

Радио России

Мученики и исповедники

Первое поколение христиан - Апостолы и Евангелисты - сходит с исторической арены на рубеже первого и второго века. Им на смену приходят мученики и исповедники. Именно они, на протяжении следующих двух столетий будут главной действующей силой в истории Христианской Церкви.

Мы привыкли думать - и до известной степени справедливо - что древний Рим был не только подчеркнуто правовым государством, но и государством веротерпимым. Улицы Вечного города были полны храмами всех богов и религий - римских, греческих, египетских, персидских.

Всех, да не всех! Религия Христа - Сына Божия, Распятого и Воскресшего, с самого начала вызывала бешеное сопротивление со стороны жреческих корпораций и философских школ. И дело не только в том, что учение о Едином Боге противоречило главным принципам "веротерпимого" Рима - плюрализму и равноправию. Другая причина связана была с "политкорректностью": в государственной римской религии император сам почитался богом! И отказ кого-либо из подданных поклоняться и приносить жертвы идолам языческих божеств означал автоматически также и отказ выражать почтение "божественному" кесарю. На таких был брошен весь репрессивный аппарат великой империи.

Историки выделяют 10 периодов наиболее массовых и разнузданных гонений - от Нерона в середине первого века до Диоклетиана в начале четвертого века.

...Одним из самых талантливых и удачливых полководцев и государственных деятелей Римской империи был император Траян. Современники видели в нем олицетворение справедливости и милосердия. Рассказывали, как однажды, отправляясь в поход в Дакию, он был остановлен женщиной, жаловавшейся на несправедливое осуждение сына. Император сошел с коня и тут же отправился с просительницей в суд. Только после этого он разрешил продолжить поход.

При жизни в честь Траяна была воздвигнута самая большая в Риме триумфальная колонна. А через пять столетий император оказался героем небывалого молитвенного "эксперимента". Святой папа Григорий Великий, проходя однажды мимо колонны Траяна, был "уязвлен в сердце" мыслью о том, что "справедливейший из властителей" мучается в аду. Он предался усердной молитве - и наконец был удостоен от ангела откровения, что по его молитве Траян, некрещеный язычник и гонитель христиан, обрел "вечное спасение".

Такова одна из римских легенд. Между тем именно Траяну принадлежит первое юридическое указание относительно судов над христианами.

В 112 году на запрос Плиния Младшего, как поступать с христианами, Траян ответил: "Разыскивать их не следует; но если выступают с доносами и обвинениями против них, нужно казнить их. Однако, если кто не признает себя христианином и докажет это самым делом, чрез поклонение нашим богам, тот за раскаяние получает прощение".

Это установление, хотя и сообщенное всего лишь в личном письме, стало нормой в римской судебной практике: требовать от христиан отречения или казнить.

Преемником Траяна на римском престоле стал его племянник Адриан, который тоже считается самым умным и "государственным" из римских кесарей. При нем не только границы Империи достигли максимума, но и был осуществлен целый ряд реформ в области государственного управления, экономики, юриспруденции и культуры. Солдат и философ, поэт и поклонник греческой классики, Адриан во многом способствовал возрождению эллинской мысли, литературы, ораторского искусства, скульптуры и архитектуры.

И что же дало царствование этого утонченного и по-своему "гуманного" императора его подданным-христианам?

В год 135 в числе сотен и тысяч влекомых в застенки христиан претерпели мученическую кончину дочери благочестивой христианки Софии Вера, Надежда и Любовь.

Адриан, как известно, старался следовать в жизни четырем "философским" добродетелям: мужество, благоразумие, воздержание и справедливость. Однажды ему доложили, что живет в Риме вдова по имени София, которая не только исповедует запрещенную христианскую веру, но и дочерей научила не участвовать в государственном языческом культе. И вот три девочки-подростка, одна за другой приведенные на суд, смело противостали языческим философам. Претерпели муку и смерть - и не отказались от Веры, Надежды и Любви - иных, не "философских" - христианских добродетелей. Палачи подвергали их все новым пыткам - они умирали с молитвой на устах.

Софию не били и не казнили: ее лишь заставили присутствовать при истязаниях и смерти всех по очереди дочерей. Ей "гуманно" разрешили даже унести и похоронить их тела. Мать своими руками убрала их в последний путь - и сидела три дня, не отходя, над могилой, пока Господь не призвал к себе и ее, "бескровную мученицу".

Одним из блестящих преемников Адриана был другой знаменитый "философ на троне", - Марк Аврелий - автор книги размышлений "К себе самому", замечательного памятника философской мысли, в чем-то даже близкой, как считают историки, установкам христианской этики. И бесконечно далекой от нее, Однако, как показывают мученические акты, в жизни этот император оказался одним из врагов христианства. Именно в годы правления этого тонкого, образованного и по-язычески богобоязненного мыслителя разгорелись новые гонения на христиан.

Мы упомянули мученические акты. Дело в том, что римляне во всем старались быть юридически точными. При допросах, пытках и казнях преступников, а христиане были для них преступниками, обязательно присутствовал судебный секретарь, который подробно записывал все происходящее. Некоторые из этих записей сохранились. Именно они стали основой для будущих житий святых.

... Вот, к примеру - Акты Лионских мучеников - свидетельство очевидцев о казнях и истязаниях в Лугдуне (современный город Лион во Франции) в 177 году, превзошедших жестокостью прежние гонения на христиан.

"Каждый день хватали тех, кто был достоин восполнить число мучеников - людей самых деятельных, на которых Церкви, по существу, и держались. Весь неистовый гнев и толпы, и римского легата, и солдат обрушился на Санкта, дьякона из Виенны; на Матура, недавно крестившегося, но доброго борца; на Аттала, всегда бывшего опорой и оплотом здешних христиан, и на Бландину: на ней Христос показал, что ничтожное, незаметное и презренное у людей (Бландина была рабыней, маленького роста и неказистой наружности) у Бога прославлено за любовь к Нему, проявленную не напоказ, а в действии. Боялись за нее все. И мы, и ее земная госпожа, сама бывшая в числе исповедников, считали, что у Бландины, по ее телесной слабости, не хватит сил на смелое исповедание. Она же исполнилась такой силы, что палачи, которые, сменяя друг друга, всячески ее мучили с утра до вечера, утомились и оставили ее. Они удивлялись, как Бландина еще живет, хотя все тело у нее истерзано и представляет собой сплошную зияющую рану".

Напомним, что гибель Лионских мучеников приходится на самый расцвет царствования Марка Аврелия. Когда 3 года спустя пришло и ему время умирать, императора-философа похоронили в Риме в мавзолее Адриана - нынешнем Замке Ангела. Для позднейших языческих императоров имя его стало святым, а деятельность - образцом. Совершенный римлянин, верный преданиям, доблестям и предрассудкам Вечного Города, Марк Аврелий продемонстрировал сполна "блеск и нищету" римского идеала и "римской мечты". Смерть его, говорит историк, стала смертью античной культуры.

... А кровь мучеников, по известному изречению писателя-апологета Тертуллиана, становилась "семенем христианства".