Свой первый роман Достоевский написал, когда ему едва исполнилось двадцать лет. Известный литературный критик Белинский восхищенный этим произведением сказал автору: «Да Вы понимаете ли сами-то, ...что Вы такое написали! Не может быть, чтобы Вы, в ваши двадцать лет, уже это понимали... Вам правда открыта… как художнику, досталась как дар, цените же Ваш дар и… будете великим писателем!» Чуть позже Белинский пророчески записал: «Достоевскому суждено играть в нашей литературе одну из таких ролей, какие даются слишком немногим». И действительно, его творчество стало эпохой в развитии не только русской, но и мировой литературы, переворотом, который часто сравнивают с открытиями Менделеева или Эйнштейна в науке. Воздействие Достоевского на культурную жизнь следующего за ним XX века, на эволюцию философской мысли человечества огромно. Влияние Достоевского испытали многие выдающиеся писатели современности и не только писатели. Кстати, сам Эйнштейн утверждал: «Достоевский дал мне больше, чем многие научные труды, чем любой другой мыслитель… На формулировку теорию относительности меня натолкнули лишь двое — Достоевский и Моцарт». «Он сделал духовную сущность личности предметом эстетического созерцания», — так определяют суть открытия Достоевского современные литературоведы.
Родился Федор Михайлович в 1821 году в Москве. Отец будущего писателя был отставным военным лекарем, участвовавшим в Отечественной войне 1812 года и получившим звание потомственного дворянина. Кроме Федора в семье Достоевских было еще шестеро детей. Он рано потерял мать и по воле отца был послан в Петербург в военно-инженерное училище. Вот как вспоминает годы учебы Достоевского один из его приятелей по училищу: «Во всем училище не было воспитанника, который бы так мало подходил к военной выправке, как Федор. Мундир, ранец, ружье… — все это на нем казалось какими-то веригами, которые временно он был обязан носить и которые его тяготили. Он уже тогда был сосредоточен в себе, не принимал участие в играх, искал уединённого места... Во время отдыха его всегда можно было застать с книгой». В училище вокруг Достоевского образуется литературный кружок, а после завершения учебы он подает в отставку, чтобы всецело посвятить себя литературе.
Однако вскоре Достоевскому пришлось на время приостановить свою литературную деятельность. Он был арестован по подозрению в заговоре против правительства. Аресту предшествовало участие Федора Михайловича в кружке петрашевцев. На их еженедельных собраниях обсуждались злободневные вопросы общественной и политической жизни России. Как и многие в кружке, Достоевский был сторонником отмены цензуры и крепостного права. Однако в отличие от остальных петрашевцев он выступал против насильственного свержения правительства. Во время следствия Федор Михайлович проявил немалое мужество, скрывая многие факты и стремясь по возможности смягчить вину своих товарищей. Суд признал Достоевского виновным и приговорил «лишить всех чинов, прав, состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием». На приговоре император Николай I написал: «Помиловать», — и устно добавил: «Объявить об этом лишь в ту минуту, когда все будет готово к исполнению казни». Инсценировка смертной казни состоялась 22 декабря 1849 года. Позже Федор Михайлович вспоминал: «Все мы, осужденные тогда, вынесли, по крайней мере, десять ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти». Окончательный же приговор гласил: «В Сибирь на каторгу».
Лишь через десять лет Достоевский возвращается в Петербург и с новым порывом берется за работу. Сравнивая свое стремление к работе с жизнью на каторге, Достоевский писал: «Там в Сибири работа и жизнь были сноснее моей теперешней. Здесь я тружусь, не переставая, буквально дни и ночи, забывая о сне и пище. Вот по истине каторжная работа, но я не могу писать сплеча, я должен писать художественно, этим я обязан Богу и читателю». Его произведения вновь начинают печатать. Именно тогда наступает расцвет его творчества. О годах проведенных на каторге Достоевский не жалел. По признанию самого писателя: «То время для меня не потеряно… В Сибири между разбойниками я отличил, наконец, людей. Что за чудный народ! Я узнал народ русский хорошо, и так хорошо, как, может быть, не многие знают его… И с уверенностью могу засвидетельствовать, что христианство есть единственное убежище Русской Земли от всех ее зол». Да и для дальнейшего творчества Достоевского требовалось непосредственное знакомства с «живой жизнью». Писатель посещает колонии малолетних преступников, воспитательные дома сирот и беспризорных. Он едет в Оптину пустынь, где несколько раз встречается со старцем Амвросием. «Федор Михайлович, — вспоминала жена писателя, — вынес из бесед со старцем глубокое и проникновенное впечатление». Известны и слова самого старца Амвросия о Достоевском, сказанные им после его посещения писателем: «Он из тех грешников, из которых великие праведники выходят».
В последние годы жизни популярность Достоевского растет. Он был избран в Петербургскую Академию наук, стал членом многих литературных обществ в России и за рубежом. При избрании его членом почетного комитета Международной литературной ассоциации он был назван одним «из самых прославленных представителей современной литературы». По воспоминаниям близких писателя, «его буквально засыпали письмами и визитами… Некоторые читали его с благоговением, как Священное Писание, другие смотрели на него как на духовного наставника, третьи просили его разрешить их сомнения…»
Федор Михайлович Достоевский скончался в 1881 году. Предчувствуя свою кончину, он исповедовался и причастился Святых Тайн, попрощался с детьми. И сказав жене: «Не удерживай! Я знаю, я должен сегодня умереть!», — тихо скончался. «На похороны Достоевского, — писал очевидец, — стеклись десятки тысяч людей... Его хоронили не родные, не друзья — его хоронило русское общество. Все это действо сложилось под влиянием одного общего чувства утраты… По всей России откликнулись на его смерть, как на огромное общественное несчастье». Такая народная любовь к Достоевскому объяснима только тем, что сам Федор Михайлович умел любить и ценить каждого человека. Вот слова Достоевского, которые целиком характеризуют его отношение к людям: «Тот, кто желает увидеть живого Бога, пусть ищет Его не на пустом небосводе собственного разума, но в человеческой любви».