В новозаветной книге Деяний Апостолов жизнь первых христиан описывается так: «Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого». Это очень напоминает коммунизм, как его представляли в советские времена. Правда, дальше Библия добавляет: «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа». Такие верующие уже не очень похожи на советских коммунистов, но сегодня сторонники этой идеологии все чаще говорят о внутренней связи коммунизма и Православия. Дескать, во времена Ленина и Сталина случались определенные перегибы, но на самом деле мы – союзники.
Так ли это? Действительно, Фридрих Энгельс еще в 1847-м году описывал цели коммунистов так, словно предлагал вернуться в апостольский век: «все отрасли производства будут находиться в ведении всего общества… этот новый общественный строй уничтожит конкуренцию и поставит на её место ассоциацию». Конечно, предполагались и довольно крутые меры против богатых. Но ведь и в книге Деяний Апостолов есть пример своего рода «репрессий» по отношению к тем, кто не пожелал расстаться с имуществом. Богатая супружеская пара, вступив в христианскую общину, продала свое имущество, часть принесла апостолам, а часть оставила себе. После встречи с апостолом Петром супруги скончались. Ну чем не большевистская реквизиция?
Однако присмотримся к этой истории внимательно. Вот богач приходит к апостолу Петру, отдает ему деньги и сообщает, что это всё его достояние. Петр отвечает ему: «Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу». И богач падает замертво. Потом такой же разговор происходит с его женой. Заметим, что никто не заставляет богача делиться своим богатством: он волен оставить себе всё имущество или любую его часть. Но если он жертвует нечто Богу и своим братьям по вере, он не должен им лгать. Петр никого не расстреливает, ничего ни у кого не отнимает: он всего лишь объявляет этим людям, что они сделали. А наказывает их Бог.
Но где христианство всецело полагается на волю Божью, там коммунист насаждает линию партии. Конечно, и христиане в истории нередко прибегали к насилию, но тем самым они поступали против Евангелия, против ясно выраженных принципов Церкви. Коммунизм, отрицая Бога, настаивает на том, чтобы построить царство человеческое на земле, и строит его насильственным путем.
В этом, пожалуй, и есть основное отличие коммунизма от христианства. Оба они исходят из категорического отрицания неравенства и несправедливости, когда один человек умирает от голода, а другой «пиршествует блистательно». Именно об этом говорит Христос в своей притче о богаче и нищем, лежавшем у порога его дома. Он осуждает таких богачей ничуть не меньше, чем Маркс или Ленин… но Он призывает их к покаянию, к изменению жизни, и не зовет толпу к расправе над ними, к разделу их имущества. Дело в том, что для Христа судьба человека в вечности намного ценнее социальной справедливости. Сама по себе справедливость тоже очень важна, она есть способ приблизить Царствие Божие, установить братские отношения среди людей. Но она – не главное.
Для коммунистов Царство Божие – пустой звук, все интересы их лежат лишь в справедливом устройстве земного общества. Тоже, казалось бы, верная идея… но что такое справедливость? Каждый понимает ее немного по-своему, и даже дети в игре то и дело восклицают: «так нечестно!» Значит, должна появиться особая категория людей, которая установит эту справедливость так, как сочтет нужным – партия и ее руководство. Единожды и для всех. И если кто-то будет возражать, то не останется ничего другого, как заставить такого человека следовать воле партии даже в ничтожных мелочах. Цена такой справедливости – свобода.
Эта черта коммунистической идеи, равно как и ее последствия, прекрасно была видна христианам и до русской революции. Вот что гласила изданная в 1913-м году «настольная книга священнослужителя»: «Распространяя принцип коллективизма, то есть общности, не только на производство и распределение, но и на самое пользование произведёнными продуктами и подчиняя всё это общественному контролю, коммунизм тем самым уничтожает индивидуальную свободу даже в мелочах обыденной жизни». Уже через четыре года все смогли убедиться, что это действительно так.
Трудно сказать наверняка, почему эта идеология, возникшая в Западной Европе, реализовалась прежде всего в России. Причин может быть много, но одна из них, несомненно, это стремление многих русских людей к высшей справедливости, их готовность к подвигам ради высших целей. К сожалению, им при этом не хватило христианского просвещения…
После крушения коммунистического строя в России мы видели, как многие из бывших коммунистов принимали христианство, собственно, они и составляют значительную часть Церкви в наши дни. Заменить красную звездочку на крестик бывает несложно, куда труднее сменить образ мышления. Поэтому так важно понимать, что есть общего между Православием и коммунизмом, и в чем коренное различие между ними. Былые сторонники коммунизма в Церкви призваны дополнить лучшее в нем евангельской верой – а не свести, наоборот, идеалы Царствия Небесного до лозунгов коммунистического строительства в новом обличье.
Христианин должен уважать в настоящем коммунисте готовность к труду и самопожертвованию ради блага других людей. Он безусловно согласится с ним в отрицании потребительской жизни, собирания богатств и всех мыслимых удовольствий. Но христианин может показать коммунисту на ту подлинную и неизмеримо более высокую цель, ради которой стоит так упорно трудиться и отказываться от земных благ.