Слово «патриарх» происходит от двух греческих корней со значениями «отец» и «начало». И значений у этого слова тоже два. Первое – «прародитель, родоначальник». Так называют Авраама, его сына Исаака и внука Иакова, от которых произошел израильский и некоторые другие народы. Но самое главное, что именно они в те языческие времена приняли веру в Единого Бога и передали ее своим потомкам, а через них – всем нам. Авраам, сначала его имя звучало как Аврам, был ничем не примечательным человеком. Но однажды его призвал Господь: «пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое». Да, обещания Бога звучали заманчиво, но сначала Аврааму предстояло отказаться от всего, что он только имел, и выступить в дальнюю и трудную дорогу. Даже Обетованная земля, которую отдавал потомкам Авараама Господь, при его жизни так и оставалась в чужих руках. А самое главное, у него не было детей – и как же мог произойти от него великий народ? Господь исполнил со временем все Свои обещания, но прежде того Он долго испытывал Авраама, которому предстояло научиться безграничному доверию Богу. По всем человеческим меркам Авраам поступал нерасчетливо, и надеяться ему было не на что – но он верил Богу, несмотря ни на что. Поэтому во все века именно Авраама считали отцом всех верующих христиане, иудеи и даже мусульмане, которые называют его именем Ибрагим. Один из библейских рассказов об Аврааме стал основой для знаменитой иконы Троица. Однажды Авраам сидел у входа в свой шатер, как вдруг он приметил троих путников. Он не знал, кто они такие, но пригласил их к себе, приготовил им обед и сам прислуживал им. Особые отношения Авраама с Богом вовсе не означали презрения к людям – напротив, он готов был с величайшим почтением принять первого встречного. И на сей раз оказалось, что его посетили ангелы, которые и возвестили ему о грядущем рождении долгожданного сына. В этих трех путниках иконописцы увидели прообразы Отца, Сына и Святого Духа, хотя сам Авраам еще ничего не знал о грядущем воплощении Сына Божия. В ветхозаветных повествованиях нередко перед нами образно предстает то, что раскроется в полноте только в Новом Завете. В должное время у Авраама родился обещанный сын, которого назвали Исаак, и теперь все надежды были связаны именно с ним. И вот Авраам услышал новый призыв от Бога: «возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе». Авраам встал и пошел, куда позвал его Господь, взяв с собой сына. Уже когда он готов был совершить заклание, ангел остановил его занесенную руку. Авраам выдержал испытание, он готов был отдать Богу действительно всё, что имел, готов был исполнить Его волю любой ценой. Но смерть ребенка Богу была не нужна. О самом Исааке Библия рассказывает довольно мало – видимо, он был достаточно неприметным человеком. От нас ведь не всегда требуются высокие подвиги, порой достаточно просто сберечь и передать другим однажды принятый огонек веры. Но вот сын Исаака по имени Иаков описан в Библии очень подробно. Глядя на судьбу этого человека, нельзя не удивиться, насколько непохожа она на судьбу его деда Авраама… Он родился вместе с братом-близнецом по имени Исав и считался младшим сыном в семье, а значит, отцовское благословение должно было принадлежать его старшему брату. Но Иаков сначала заключил с братом сделку, купив у него первородство за миску чечевичной похлебки, а потом обманул слепого отца, выдав себя за брата. Что же хорошего в таком поведении, недоумевает читатель Писания? Но Библия не рассказывает нам об идеальных людях. Она показывает, что даже такой страстный человек, который не всегда поступал честно, может исполнить Божью волю, войти в Его народ. Действительно, история Иакова – почти приключенческий роман. После смерти отца он бежал из дома, опасаясь расправы со стороны брата, провел долгие годы на чужбине, там женился. У него было две жены, что в те времена считалось вполне нормальным. Наконец он вернулся домой, помирившись с братом. Однако во всём этом было нечто большее, нежели простая жажда приключений: Иаков во всех своих странствиях стремился сберечь и приумножить то, что унаследовал от отца и деда, чтобы его род действительно стал Божьим народом. Так и произошло. Господь дал Иакову новое имя – Израиль – и оно стало именем для целого народа. У него было двенадцать сыновей. Все они унаследовали отеческое благословение и от них произошли двенадцать колен, иначе говоря, племен этого народа. Христианская Церковь тоже называет себя Новым Израилем, считая и своих чад духовными потомками Авраама, Исаака и Иакова. Уже в первые века христианства слово «патриарх» стало употребляться и в другом значении – так называли епископов самых крупных городов, которым подчинялись епископы окрестных областей. В древности патриархи были в Риме, Константинополе, Александрии, Антиохии, Иерусалиме. Первым патриархом Московским стал в конце XVI века святитель Иов, а прежде предстоятель русской Церкви назывался митрополитом – смена названия означала, что Русская Церковь больше не зависела от Константинополя и стала уже самостоятельной. Сегодня патриархи стоят и во главе некоторых других поместных православных Церквей: грузинской, сербской, болгарской и румынской. Встречается это название и в титулах церковных иерархов других традиций – например, глава Армянской церкви называется католикосом и патриархом. Сочетание двух смыслов слова «патриарх», конечно, не случайно. Оно подчеркивает, что высший церковный сан – это не просто высокая должность, но, прежде всего, жертвенное и ответственное служение, образцы которого мы видим в истории ветхозаветных патриархов.