Чтобы понять суть христианства, мы, как правило, обращаемся к Евангелиям, то есть к истории жизни Самого Иисуса Христа. Но ведь на свете было немало мудрецов, говоривших прекрасные слова. Однако оценивать любую религию или философию нужно не только по словам, а по тому, что из этих слов получилось. Вот почему в Новом Завете сразу после Евангелий идет книга Деяний Апостолов – это история жизни и трудов первых учеников Христа, распространивших новую веру по окрестным землям. Впрочем, в этой книге говорится только о некоторых из них, и рассказано далеко не всё. Об апостолах мы узнаем из их житий и других произведений раннехристианской письменности. Более того, проповедники, принесшие христианство в новые земли, обычно называются «равноапостольными» – повторив через многие века подвиг апостолов, они словно сравнялись с ними. Значит, апостольское служение – не просто эпизод из истории Церкви, но нечто такое, что постоянно живет в ней. Само слово «апостол» означает «вестник, посланник». Так могли назвать гонца, отправленного с вестью в другой город, или даже посла, которого царь посылал вести переговоры от его имени. Столь почетное звание досталось совсем простым людям – рыбакам из Галилеи! Христос их избрал и отправил на проповедь еще прежде Своего распятия и воскресения, когда, казалось бы, они совсем не были к этому готовы. Учиться всему им приходилось по ходу дела, и тут неизбежны были и ошибки, и сомнения. Апостол Петр, когда схватили Иисуса, трижды отрекался от него перед другими людьми, боясь преследований. Другому апостолу, Фоме, непросто далась вера в Воскресение: он не мог принять чужого свидетельства и должен был сам осязать воскресшего Христа. И Христос действительно явился ему… В стихах С.С. Аверинцева описан его переход к вере: Я поверю до пролития крови, но Ты утверди мою слабость; блаженны, кто верует, не видев, но меня Ты должен приготовить. Ты был мертв, и вот, жив вовеки, в руке Твоей ключи ада и смерти; блаженны, кто верует, не видев, но я ни с кем не поменяюсь. Кровь за Кровь, и тело за Тело, и мы будем пить от Чаши; блаженны свидетели правды, но меня Ты должен приготовить. Собственно, Евангелия – это не только история жизни Иисуса Христа, но и рассказ о том, как Он готовил апостолов к их будущему служению. Они были людьми разного возраста, опыта, характера – и никому из тех, кто действительно желал стать апостолом, Христос не отказал. Он не отдалил от Себя даже Иуду Искариота, хотя и знал, что тот собирается предать Его. Обратный путь оставался для него открытым до конца, но он сам предпочел предательство, а затем и самоубийство. Казалось бы, звание посла исключительно почетно, оно дает его носителю немалые привилегии и полную неприкосновенность. Но об апостолах этого никак не скажешь: они пошли по пути своего Учителя, проповедуя благую весть в разных странах, и каждого такая проповедь привела к мученической смерти. Они отправились в поход, чтобы завоевать мир для новой веры, но действовали не мечом, а словом, и кровь, которая проливалась, могла быть только их собственной кровью. Не так ли поступил Сам их Учитель? Изначально апостолов было двенадцать – именно столько оказалось ближайших учеников, повсюду следовавших за Учителем. Вот их имена, кроме Иуды Искариота, как перечисляет их книга Деяний: «Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова». Число двенадцать было еще и символическим, оно означало полноту: именно столько насчитывалось «колен», то есть племен в израильском народе. Один из двенадцати, Иуда, оказался предателем. После воскресения Христа, апостолы решили избрать на освободившееся место еще одного человека из числа учеников «второго ряда», а позднее к двенадцати апостолам добавились и другие, числом семьдесят. Не все из них были знакомы со Христом во время Его земного служения, но их проповедь и сама жизнь вполне следовали тому образцу, который показали первые апостолы. Особый случай – это апостол Павел, автор многих книг Нового Завета. Его, строго говоря, никто не «назначал» на эту должность: еще когда он яростно преследовал христиан, ему явился Христос и призвал на служение. Павел последовал этому призыву, вся его жизнь с этого момента была подчинена одной цели: проповеди Евангелия и созданию поместных Церквей. Если он поступал как апостол, если плоды его деятельности были действительно апостольскими – какие еще тут требовались процедуры? Впрочем, все это не значит, что у апостолов не возникало споров и разногласий. Они неизбежны среди людей, особенно если они занимаются делом такого масштаба. Петр сам признавался, что не всё понимает в посланиях ученого Павла, а Павел, в свою очередь, спорил с Петром о том, нужно ли приходящим в Церковь язычникам придерживаться иудейских обрядов. Но все разногласия они старались решить в мире и любви. Одно из таких собраний, где обсуждался как раз вопрос об отношении к бывшим язычникам, описывает книга Деяний – мы называем его сегодня Иерусалимским собором, по месту его проведения. Он стал, по сути, первым в длинной череде соборов, решавших основные вопросы веры и жизни Церкви. «Угодно Святому Духу и нам…» – так начиналось принятое на соборе постановление. Все решала не борьба фракций и не единоличная воля диктатора – нет, ответ был найден в таинственном взаимодействии Духа Святого и человеческих воль, и этот принцип навсегда остался краеугольным для церковной жизни. И когда сегодня мы говорим об «апостольской церкви», мы не просто признаем тот факт, что Церковь была основана этими людьми, мы стараемся следовать их опыту веры и жизни.