Все знают, что разум - великая способность, открывающая нам врата познания Бога, мира, самих себя. В то же время, разве не эйфорическая вера в человеческий разум, в созданные им теории потребовала миллионов жертв и занесла над миром «дамоклов меч» ядерного апокалипсиса?.. Разум - не только счастливый дар, но и коварное проклятие человечества. Для постижения высших тайн мироздания и гармонии людского бытия нужен более тонкий «инструмент», чем однобокий «евклидовский разум».
Ученые и философы вполне осознали «нищету разума» лишь недавно, хотя Церковь говорит об этом уже очень давно. «Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? - вопрошает св. апостол Павел, - Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых... Кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным... Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом». И уже много веков назад были святые, сознательно отвергшие земной разум во имя разума иного - Божественного.
В буквальном смысле слово «юродивый» означает сумасшедший, «уродившийся не таким». Юродивыми же Христа ради называются те, кто добровольно избрал юродство - подвиг религиозного отречения от мирского разума и эгоистического «здравого смысла». Поэтому поведение «Христа ради юродивого», такое странное с обыденной точки зрения - отнюдь не сумасшедшая бессмыслица. Это образная проповедь, свидетельство веры.
Христианские юродивые - во многом наследники библейских пророков, говоривших не только словами, но и иносказательными поступками. Пророк Осия взял в жены блудницу, Исайя разделся и ходил нагим, Иеремия носил на шее ярмо, а Седекия - железные рога на голове... Подобно пророку, Христа ради юродивый - бесстрашный обличитель людских грехов, он живет в нищете, его многие готовы принять за безумца.
«С тех пор, как Вечный Судия
Мне дал всеведенье пророка,
В сердцах людей читаю я
Страницы злобы и порока...
Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:
«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что Бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!» (М.Ю. Лермонтов)
«Пророка не бывает в своем отечестве», однако Христа ради юродивые пользовались народным почитанием, особенно на Руси. Изумительный подвиг юродства - это исключительное достояние православия, и, прежде всего - русского православия. Ни католический, ни протестантский мир за всю свою историю не воспитал подвижника, по праву способного называться юродивым Христа ради. А из нескольких десятков юродивых, чествуемых православной церковью, только шесть подвизались за пределами Руси, и то - еще до ее крещения.
Примечательно, что многие из знаменитых русских юродивых были по своему происхождению иностранцами. Так, св. Прокопий Устюжский сначала был купцом «от западных стран, от латинска языка, от немецкия земли». Он прибыл в Новгород по торговым делам, но так был поражен красотой и глубиной православия, что порвал с прежней жизнью. Принял православное крещение в Хутынском монастыре и раздал свое добро, чтобы избрать самый трудный духовный путь - подвиг юродства Христа ради.
Судьба Прокопия Устюжского, променявшего купечество на юродство, служит живой иллюстрацией словам святителя Афанасия Александрийского: «Люди называют умными тех, кто умеет покупать и продавать, вести дела и отнимать у ближнего, притеснять и лихоимствовать, делать из одного обола два, но Бог считает таких глупыми, неразумными и грешными. Бог хочет, чтобы люди стали глупы в земных делах и умны в небесных. Мы называем умным того, кто умеет выполнять Божью волю».
Народными заступниками и обличителями венчанного злодея были юродивые эпохи Ивана Грозного. Когда «народ безмолвствует», то за него говорит юродивый - и говорит бесстрашно. Иван Грозный пожаловал блаженного Николу Псковского каким-то подарком. В ответ юродивый послал царю кусок мяса. Царь удивился: ведь теперь пост, а не мясоед? Тогда Никола разгадал загадку: «да разве Ивашка думает, что съесть постом кусок мяса грешно, а нет греха есть столько людей, сколько он уже съел?»... Впрочем, юродивый обличает не только царей. Св. Андрей Цареградский вывел на чистую воду попрошайку, которая на церковной паперти просила милостыню - но не «Христа ради».
Обычно юродивые ходили нагими или носили до неприличия грязные и драные лохмотья, которые трудно даже назвать одеждой. Как рассказывает Житие Прокопия Вятского, однажды благочестивая жена хлыновского воеводы решила «позаботиться» о святом: вымыла его дочиста и облачила в новые одежды. Выйдя из воеводских хором, блаженный разодрал дареные одежды, а сам тут же вывалялся в грязи, на глазах у всего честного народа. Грязь и нагота юродивого - напоминание о наготе и грязи душевной, что подстерегают любого, даже после «духовной бани» - исповеди и причастия. Кроме того, одежда есть знак положения в обществе, а нагота - это символ души, которая перед Богом всегда обнажена и беззащитна.
...Увы, новейшие исторические условия сделали почти невозможным подвиг юродства. Но все же традиция юродства как проповеди мудрой глупости и обличения глупой мудрости - жива. Юродивый русской культуры ХХ века Веничка Ерофеев восклицал: «Мы - «святые», а они - корректные. Скажите, пожалуйста, неужели же Бог придет к корректному человеку?»