Многие католики не приняли реформу богослужения, проведенную в конце 60-х годов прошлого века по решению Второго Ватиканского Собора. В результате возник раскол. Возглавил его французский архиепископ Лефевр. Этот человек был самой яркой личностью в стане противников обновления Католической Церкви. Марсель Франсуа Лефевр появился на свет в 1905 году. Его отец, богатый промышленник, в годы Второй Мировой войны принял активное участие в движении Сопротивления, был схвачен фашистами и замучен в застенке. А Марсель с юных лет посвятил себя служению Богу и Церкви. От своего отца он унаследовал бесстрашие и стойкость. И эти душевные качества Лефевр сполна проявил в Африке, куда был направлен в качестве епископа Сенегала. «Монсеньор Лефевр, смелый и добрый пастырь, не боялся ни стрел, ни хищных зверей, ни малярии. Он шел во враждебные джунгли с проповедью любви, нес в дикие, языческие племена свет Христовой веры». Так вспоминали миссионерское служение французского епископа благодарные прихожане в Сенегале. Возможно, именно тогда Лефевр получил свое знаменитое прозвище: «Одинокий рыцарь». Один из его друзей сказал: «У него было только одно желание: следовать Промыслу Божию. Для Лефевра это означало делать все, что в его власти, для блага Церкви, и постоянно пребывать в любви Христовой». За выдающиеся миссионерские заслуги Лефевр был удостоен сана архиепископа и призван во Францию на административную работу. Во время Второго Ватиканского Собора Лефевр выступал против нововведений в церковной жизни. Он входил в группу так называемых традиционалистов: тех, кто отстаивал древние богослужебные обряды. Поэтому их еще именуют старокатоликами. Спустя годы архиепископа Лефевра спросили: «Что заставило Вас нарушить послушание папскому престолу и возглавить оппозицию Ватикану? Может быть, откровение свыше?» 70-летний архипастырь ответил: «Нет, какого-то явного откровения не было. Просто меня вынудили обстоятельства». Литургическая реформа до неузнаваемости изменила католическую мессу. «Это не что иное, как попытка навсегда покончить с древними церковными обрядами». Так говорили старокатолики. Архиепископ Лефевр открыто и громогласно выступал за сохранение церковного наследия, против модернизма. В частности – против переводов богослужебных текстов с традиционной латыни на современные национальные языки. «Появление различных вариантов чина мессы разрушает благоговейное отношение к богослужению как к установлению Божию. Литургия, переведенная на национальный язык, утратила свою божественность и приобрела сходство с протестантскими собраниями». Так говорил Марсель Лефевр. В 1969 году архиепископ Лефевр получил от Ватикана разрешение обучать семинаристов согласно древним, дособорным традициям. А в 1970-м он открыл в Швейцарии, в стенах монастыря, старокатолическую семинарию. Она переросла в «Священническое братство святого Пия Х». Папа Римский Пий Х известен тем, что еще в начале ХХ века осудил церковный модернизм. Членов братства стали именовать лефевристами – по имени Генерального Настоятеля Марселя Лефевра. У «одинокого рыцаря» появилось множество сторонников. Священники-лефевристы, невзирая на запреты, по-прежнему служили мессу по старинному латинскому чину. И таких приходов, где совершалась традиционная литургия, становилось все больше – как в Европе, так и в Америке. Лефевристы публично критиковали обновленческую политику Ватикана, а сам Лефевр стал демонстративно игнорировать распоряжения Святого Престола. На это Папа Римский Павел VI отреагировал несколькими решениями: ««Священническое братство святого Пия» распустить. Архиепископу Лефевру запретить совершать рукоположения». И, наконец, в 1976 году Лефевр попал под запрещение в священнослужении, хотя формально продолжал оставаться в лоне Римо-Католической Церкви. Ни одному из этих распоряжений Папы архиепископ Лефевр не подчинился. Он и его сторонники продолжали свою церковную деятельность. При этом лефевристы не отказались поминать Римского Папу за богослужением, то есть внешне признавали его главенство. Конфликт с Ватиканом прославил имя Лефевра на весь мир. Он стал популярной персоной на страницах прессы. В августе 1976 года Лефевр служит «запрещенную мессу» в присутствии десяти тысяч верующих и сотен журналистов. Месса транслируется по телевидению почти на всю планету. Шли годы. Папа Римский Иоанн Павел II, понимая, что у древних богослужебных традиций есть множество приверженцев, предпринял попытки нормализовать отношения Святого Престола с лефевристами. В 1984 году старый латинский обряд был легализован. «Священникам разрешается совершать мессу на латинском языке при наличии официальной просьбы от группы верующих мирян и с разрешения местного епископа». Казалось бы, Марсель Лефевр и его сторонники добились желаемого: Ватикан уравнял в правах старый и новый чин богослужения. Более того: официальный представитель Папы приехал с апостольским визитом в старокатолическую семинарию Лефевра. А в 1988 году был заключен примирительный протокол между Святым Престолом и лефевристами. Однако… К тому времени архиепископу Лефевру было уже 83 года. Он чувствовал приближение смерти и не мог не думать о преемниках. Кто возглавит католиков-традиционалистов после него? Переговоры с Ватиканом о рукоположении хотя бы одного епископа из «Братства святого Пия Х» зашли в тупик. И Марсель Лефевр в июне 1988 года самочинно, без разрешения Папы, рукоположил четырех епископов. Иоанн Павел II не мог оставить такое деяние без последствий. Газеты всего мира вышли с заголовками: «Марсель Лефевр и рукоположенные им епископы отлучены от Католической Церкви!» Диалог между Ватиканом и лефевристами был надолго прерван. 25 марта 1991 года Марсель Лефевр умер, так и не признав за собой вины в произошедшем церковном расколе. Незадолго до смерти он сказал: «Я никогда ничего не делал ради своих личных выгод». Спустя годы часть лефевристов воссоединилась с официальной Католической Церковью. А 21 января 2009 года Папа Римский Бенедикт XVI снял отлучение с четырех епископов, рукоположенных Марселем Лефевром.