Богослов.ru

I - IX века

Радио России

Апостольская проповедь

 

Рост христианской общины требовал от апостолов постоянных забот и усилий по ее организации и благоустройству. В помощь апостолам было избрано 7 диаконов, над которыми был совершен чин рукоположения (Деян. 6. 1-6). Самым выдающимся среди них был Стефан.

Как сказано в книге “Деяний апостольских”, “Слово Божие росло , и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере. А Стефан, исполненый веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе”. Ему суждено было стать и первым мучеником за новую веру.

Дело в том, что первоначально в Иерусалиме  и за его пределами христианство рас­пространялось исключительно среди иудеев, и принявшие крещение сохраняли на первых порах и все прежние, ветхозаветные обычаи. Но ведь Христос заповедал апостолам “крестить все народы”. Для выхода с проповедью к язычникам, носителям иных этнических и культурных традиций, нужно было преодолеть иудейские предрас­судки.

Предметом спора стал вскоре сам иерусалимский Храм с его жертвоприношениями, о пре­кращении которых с пришествием Христа говорили наиболее решительные из христиан. Первым и ярким выразителем этих взглядов и выступил архидиакон Стефан.

Со стороны фанатически настроенных иудеев возник ропот. Синедрион, подстрекаемый фанатиками, обвинил Сте­фана в том, что он будто бы произносит “хульные глаголы на Моисея и на Бога... на святое место сие и на закон... что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, кото­рые передал нам Моисей” (Деян. 6.11, 12 и 15). Стефан не оспаривал божественного происхождения храма и закона, но утверждал необходимость   их   отмены   с   пришествием   Иисуса   Христа. “Всевышний не в рукотворных храмах живет”, - говорил он, и лицо его “сияло, как лицо Ангела”.

 …Его осудили на смерть. Вывели за гордские ворота, которые и теперь в Иерусалиме называются Стефановыми, и по обычаю побили камнями.

Стефан еще не призывал к миссии среди язычников, но своей бесстрашной проповедью, запечатленной мученическою смертью, проложил ей путь.

Следующий шаг сделал его соратник, из числа тех же Семи Диаконов, Филипп. Он проповедовал в Самарии и по берегу Средиземного моря.

Филипп просветил и крестил эфиопского сановника, евнуха. Об этом рассказывается очень подробно в книге Деяний Апостольских (8.26). И понятно — почему. Евнух не был иудеем. Сле­довательно его крещение свидетельствовало уже о преодолении разделения между иудеями и язычниками. Вскоре последовало крещение апостолом Петром римского сотника (центуриона) Корнилия в Кесарии Приморской (Деян. 10). Впервые членом Христианской Церкви стал представитель римской власти, армейский военачальник.

Дальнейший решительный шаг произойдет в Антиохии, где учение Христа распространялось среди чистых язычников. Именно для обозначения членов Антиохийской общины, образо­вавшейся из местных язычников, было при­думано и пущено в оборот их языческими противниками название “христиане” (Деян. 11.26), которому суждена была долгая и славная история.

Это обозначение, само его возникновение безошибочно доказывает, что новая община в Антиохии уже радикально отличалась в глазах местного населения от хорошо всем знакомого иудейства. И хотя христиане из язычников мирно уживались в Антиохии с христианами из иудеев, противоречия были неизбежны. Развитие Церкви требовало, чтобы она окончательно вышла из ветхозаветных детских пеленок. Превратить христианство не на словах лишь, а на деле в свободную для всех, универсальную мировую религию призван был апостол Павел. Неслучайно он вошел в историю с именем “Апостол язьнков” – т.е. языческих народов.

            Апостол Павел (его еврейское имя было Савл) родился в городе Тарсе в иудейской фарисейской семье из колена Вениаминова (Флп. 3, 5), но имевшей римское гражданство. “Еврей от евреев”, “фарисей, сын фарисея”, - так будет он сам называть себя впоследствии.

Он учился в Иерусалиме в учи­лище Гамалиила (Деян. 22, 3), в котором наряду с Законом изуча­лись также греческий язык и литература. Отличался ревностным исполнением Закона и фанатичной нетерпимостью к христианам.

Когда вскоре после Вознесения начались первые гонения на уче­ников Господних в Иерусалиме, Савл был среди самых жестоких го­нителей (Гал. 1, 13), участвовал в казни первомученика Стефана. Но на пути в Дамаск, куда он направлялся для преследования христиан, произошло его чудесное обращение.

Савлу явился Христос и призвал его к апостольскому служению. Пораженный физическою слепотою, внутренно прозревший, он снова, чрез три дня, получил чудесно зрение чрез христианского ученика Ананию и крестился. С того времени Павел стал дерзновенным проповедником Евангелия, перенес множество испытаний, потрудился более других апостолов (2 Кор. 11, 23—32) и был удостоен Церковью вместе с Петром наименования первоверховного апостола.

Но это впереди. А пока для решения наболевших проблем в Иерусалиме в 51 г. нашей эры был созван Апостольский Собор.

Иудео-христианами был   поднят вопрос — при каких условиях язычники могут вступать  в христианскую  Церковь. И решался он ими однозначно: в пользу верности Ветхому Завету. Язычников, говорили они, можно принимать в Церковь только при условии обрезания и вообще соблюдения Моисеева закона (Деян. 15.1). Павел и его немногочисленные сторонники утверждали, что Моисеев закон для христиан из язычников – да и для христиан из евреев – не  обязателен.

Позже апостол Павел так рассказывал о Соборе в своем “Послании к галатам”:

“Ходил же <в  Иерусалим> по откро­вению, и предложил там, и особо знамени­тейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подви­заюсь или подвизался. Но они и Тита, быв­шего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться, а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за на­шею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе,  чтобы поработить нас,  мы ни на час не уступили и не покорились, дабы исти­на благовествования сохранилась у вас.

 И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более. Напротив того, увидев, что мне вве­рено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных (ибо Содействовав­ший Петру в апостольстве у обрезанных со­действовал и мне у язычников), и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа (Петр) и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным” (Гал. 2, 2-10).

Итог обсуждений на Соборе подвел его председатель, предстоятель Иерусалимской Церкви апостол Иаков Брат Господень. Он призвал язычников-христиан воздерживаться только от чисто языческих обычаев: “от идоложертвенных, и крови, и удавленины, и блуда ” и не делать другим того, чего не желают себе (Деян. 15.29). Относительно   же   иудео-христиан предполагалось, что они попрежнему будут испол­нять закон Моисея.

Постановление Иерусалимского Собора было послано чрез посланников Антиохийских, усиленных еще по­сланными от Собора — Иудою, Варнавою и Силою, Антиохийской церкви. Оно начиналось словами : “Апостолы и пре­свитеры — братья, — находящимся в Антиохии и Сирии и Киликии братьям из язычников, радоваться”.

Апостольский собор в Иерусалиме определил на века главный принцип высшего церковного управления - соборность. Собор решал кардинальный вопрос о соотношении в Церкви "христиан из иудеев" и "христиан из язычников". Из первоначальной общины рождается Церковь Нового Завета, отменяющая для своих членов исполнение правил Ветхого. Как сказано в Евангелии, "не вливают нового вина в старые мехи".