Богослов.ru

Аксиомы спасения

Радио России

Душа

Душа / Аксиомы спасения / Богословская мозаика

Странно:
Дышим - идет парок.
Говорят: душа показалась.
Как я этому верить мог -
Неужели ж только парок?
Не такой душа представлялась.

Улетучилась,
Не уберег -
Ничего в груди не осталось.

Пустота,
Хоть шаром покати,
Только ребра торчат, как стропила.
Отчего же не легче в груди?
Что в ней все-таки раньше было?...[1]


Каждый человек носит внутри себя один неизбежный вопрос: «Неужели я - умру?» Против этого утверждения восстает все человеческое естество, жаждущее жизни; но здесь же, рядом - ясное понимание того, что первый шаг младенца есть первый шаг к его смерти...

Неизбежность смерти и невозможность приложить к своей личности этот страшный факт рождает серьезную проблему, которая разрешается религиозной верой в бессмертие души.

В древних языках - иврите, древнегреческом, латыни - слово «душа» происходит от глагола «дышать»: этим подчеркивается, что душа есть нечто тонкое, едва уловимое, однако именно невидимая душа оживляет физическое тело: пока дышит человек, он живет. В древних текстах нередко словом «душа» назывался человек: ведь душа и есть самое главное сокровище человека: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?», - говорит Иисус Христос в Евангелии (Мф.16:26). В Библии слово «душа» - синоним внутреннего «я» человека, которое сохраняется и после смерти тела.

Вот как описывает природу души преподобный Иоанн Дамаскин: «Душа есть сущность живая, простая и бестелесная; невидимая, по своей природе, телесными очами; бессмертная, одаренная разумом и умом, не имеющая определенной фигуры... Что глаз в теле, то и ум в душе. Душа есть существо свободное,... она доступна изменению со стороны воли».

Любое действие, любое сказанное слово налагает определенный отпечаток на душу. Ежедневно и ежеминутно совершая выбор между добрым и злым, душа с каждым годом все более определяется в своей направленности: из малых дел рождаются великие свершения, а даже малая ложь открывает широкие врата для потоков нечистоты. По единогласным свидетельствам тех, кто переживал состояние клинической смерти, в момент кончины вся жизнь проносится перед глазами словно кинофильм: что это, как не зрение собственной души, на которой отпечаталось всё, чем она жила?

Пословица «чужая душа - потемки» не так уж проста: у души действительно есть глубина, недоступная постороннему взору. Именно на этой потаённой глубине находится центр личности, сердцевина - сердце, но не физический, а духовный орган средоточия всей человеческой жизни. Именно это сердце задает определенный тон жизни: от озлобленного сердца исходят помышления лукавства, предательства, обиды; жестокое сердце все видит сквозь призму собственной злобы.

«-Что ты хнычешь? - спросил Кай. - Какая ты сейчас некрасивая! Фу! - закричал он вдруг. - Эту розу точит червь! Посмотри, а та совсем кривая! Какие гадкие розы! Ничуть не лучше ящиков, в которых они торчат!»

Все доброе и прекрасное почти исчезало, но все ничтожное и отвратительное особенно бросалось в глаза и становилось еще безобразнее. Чудесные пейзажи казались вареным шпинатом, а лучшие из людей - уродами; чудилось, будто они стоят вверх ногами, без животов, а лица их так искажались, что их нельзя было узнать»...

Но стоило прикоснуться этой обмороженной душе к горящему любовью сердцу - и лед растаял, кривизна греха упала с глаз, и обновленной в покаянных слезах душе снова предстал мир Божий во всей своей красоте.

«Кай и Герда взялись за руки и вышли из дворца. Они говорили о бабушке и розах, что росли дома под самой крышей. И повсюду, где они шли, стихали буйные ветры, а солнышко выглядывало из-за туч... Кай и Герда вошли в город, в котором жила бабушка; потом они поднялись по лестнице и вошли в комнату, где все было по-старому: часы тикали: "тик-так", а стрелки все так же двигались. Но проходя в дверь, они заметили, что выросли и стали взрослыми. Розы цвели на желобке и заглядывали в открытые окна. Бабушка сидела на солнышке и вслух читала Евангелие: "Если не будете, как дети, не войдете в Царствие Небесное!"

...Так сидели они, оба уже взрослые, но дети сердцем и душою, а на дворе стояло теплое, благодатное лето».

Ведь только дарованной Богом любовью - горячей, искренней, самоотверженной, как у Герды - и можно сложить слово «Вечность» - то самое слово, которое никогда не получится у Снежной Королевы...



[1] Александр Яшин.