Богослов.ru

I - IX века

Радио России

Василий Великий и Юлиан Отступник

После Первого Вселенского Собора на греческом Востоке еще долго продолжались споры о Символе Веры. Лишь полвека спустя святой Василий Великий со своим братом Григорием, епископом Нисским, и ближайшим другом Григорием Богословом положат конец смуте. Их называли «младоникейцами», потому что защищали они Никейский символ и стовшее за ним «никейское богословие», хотя и родились через несколько лет после Никейского Собора.

...Василий, родом из Каппадокии, был сыном знатных и богатых родителей. Всегда первый в учении и в кругу соратников, получивший образование в лучших училищах Афин, еще блиставших тогда языческой греческой ученостью, он был талантлив во всем - в философии, поэзии, красноречии, математике, музыке. И он ничего не отринул из сокровищницы языческого знания - все взял на вооружение, соединив с библейской традицией, сверив с духовным опытом православных подвижников.

Интересно, что в Афинах он учился в одно время и у одних наставников с Юлианом - будущим императором, племянником Константина Великого. Юлиан, как и Василий, приехал в Афины с целью завершения образования. Он тоже любил первенствовать и не уступать никому ни в философском диспуте, ни в спортивных состязаниях. Но духовный склад его был другой. Рано осиротевший, оттесненный кузенами от трона и едва не убитый в борьбе за власть, он с детства привык смотреть на христианство как на религию убийц его отца и его личных врагов.

В Афинах он знакомится с философом-неоплатоником Максимом Ефесским и входит в его религиозно-философский кружок, объединенный почитанием Гекаты - древней богини чародейства и колдовства. Культ Гекаты, "ночной богини", которую в классическое время страшились благочестивые эллины, был даже для языческих времен своеобразной формой сатанизма. Максим Ефесский, мастер магии и оккультизма, становится духовным отцом, "вожатым" будущего императора Юлиана, которому суждено войти в историю с именем Отступника.

...Василий, завершив образование, вернулся в родной город, стал адвокатом, в 359 году принял крещение.

Юлиана в том же году галльские легионы провозгласили императором Запада.

В год 361-й, Юлиан становится повелителем всей Империи.

Это был нестандартный, талантливый, одинаково склонный к философии, боям и походам, астрологии и мистике молодой человек. Интеллигенция могла радоваться: впервые за сто лет во главе государства оказался образованный лидер, человек утонченной культуры. Легионы тоже могли радоваться - они знали молодого императора как полководца, победителя галлов и германцев.

Все могли радоваться, но...

Первым его эдиктом стал указ о возобновлении языческих жертвоприношений в качестве государственного культа. Юлиан задался невозможной целью: повернуть колесо истории, восстановить язычество и возродить весь основанный на нем уклад религиозной, культурной, политической жизни. Он пытался реформировать языческую жреческую касту по образцу христианской церковной иерархии, и место верховного жреца оставлял за собой.

Попытка заведомо была обречена на неудачу. "Гибель богов" в античном мире уже произошла. Язычество перестало служить основой для жизни самих язычников. Император не сумел найти поддержки и опоры среди тех рядовых язычников, о "культуре" и "радостном миросозерцании" которых больше всего заботился. Его "неоязычество" опиралось лишь на окружавших его философов-неоплатоников да мистов-теургов.

...Говорят, когда Юлиан, уже император, впервые вступил в Константинополь, бывший со времен Константина христианским городом, его встретил старец-слепец и стал обличать, именуя безбожником. "Ты слеп, - сказал ему император, - и твой Галилейский Бог не вернет тебе зрения". "Слава Богу, что я слеп, - отвечал старец, - и не могу видеть твоего нечестия, отступник". Юлиан ушел, ничего не ответив. Но кличка Отступник навсегда осталась за ним в истории.

В тот же год, стремясь ослабить христианство, Юлиан приказывает восстановить в Иерусалиме разрушенный еще Титом в 70-м году ветхозаветный храм. При начале строительных работ из-под фундаментов храма вырвались языки пламени. Юлиан не сразу поверил в это, но когда поступило официальное сообщение префекта, работы были остановлены.

... Он умер 26 июня 363 года, в полночь, в походной палатке, во время похода в Персию. Умер от раны, полученной в бою - копье пронзило легкие. Ему не было и тридцати двух. Правил он империей всего 20 месяцев. Усталый и разочарованный, убедившись в бесплодности "языческого ренессанса", Юлиан бросился в свой последний бой без доспехов, ища смерти. "Ты победил, Галилйянин!", сказал он, обращаясь ко Христу. Это были его последние слова.

А его однокашник по языческой академии Василий в 370 году, сорока лет отроду, стал архиепископом Кесарийским, главой большого церковного округа. Его энциклопедическая эрудиция, культурная широта, готовность к диалогу способствовали тому, что он быстро сделался духовным лидером Православного Востока.

Это было время созревания и подготовки Второго Вселенского Собора, и Василий возглавил поколение богословов, призванное, после десятилетий арианских смут и юлианских гонений, возобновить работу над Символом Веры.

Василий не доживет до Собора одного года - как и до собственного 50-летия. Но вся богословская работа по формулированию утвержденного Собором учения была им проделана.

Убедительность философских и богословских утверждений Василия подкреплялась глубиной его духовного опыта. Изучение иноческой жизни в монастырях Египта, Сирии, Палестины позволило каппадокийскому святителю создать нормативные правила, по которым во многом строится жизнь монастырей до наших дней.

Имя Василия Великого носит и составленный им чин литургии.

В феврале 380 года император Феодосий Великий издает эдикт, запрещающий ереси как государственное преступление. Единство веры провозглашается основой единства Империи. Каждый гражданин отныне должен веровать так, как верует император, и как веруют все. С эдиктом Феодосия наступает новая эпоха: христианство действительно становится государственной религией.

Годом позже в Константинополе, в храме святой Ирины, начинает заседать Второй Вселенский Собор. Его главным итогом стало завершение работы над Символом Веры. Именно теперь в Символ были внесены слова о Святом Духе. Другим важным результатом стало 3-е правило Собора, утвердившее за Константинопольской кафедрой первенство чести наравне с кафедрой Римской. Константинополь отныне провозглашался "Новым Римом".