«...Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: "А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?" Они спрашивают: "Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?" И после этого воображают, что узнали человека... Уж такой народ эти взрослые. Не стоит на них сердиться. Дети должны быть очень снисходительны к взрослым»[1].
С этих слов Маленького Принца хочется начать наш разговор о святости. В мире всеохватывающего потребления, мире, который уже воспринимается не иначе, как «гигантский супермаркет», человеку все равно чего-то не хватает. Не хватает даже тогда, когда, казалось бы, чего еще желать от жизни - и так все есть?... При этом где-то в глубине души таится убеждение, что это нечто - не просто «недостающий штрих» к прекрасной картине, а некая загадочная соль,без которой жизнь - пресна, безвкусна и просто сера - несмотря на множество истраченных красок... В поисках этой «животворящей соли» люди всегда стремились к тем, чьи глаза светились иным, небесным светом: к людям, которые являли миру собой образец святости.
Человек, живущий без святыни, словно скован параличом мертвевших душевных сил: он смотрит в мир, и не видит в нем ничего Божественногои Святого. То, что он видит, это как мир без солнца: и в этой леденящей тьме мертвая машина продолжает стучаться в вечность... Лишь только память, эта докучливая спутница, терзает душу воспоминаниями детства, когда и солнце светило, и был,по слова Ахматовой,
Вечный беспорядок в золоте колечек,
Ласковых словечек шепот в полусне,
Мирные картинки птичек и овечек,
Что в уютной детской дремлют на стене[2]...
«Детскость, - пишет отец Александр Ельчанинов,- утрачивается с возрастом и восстанавливается в святости». Жизнерадостность, беззлобие, простота и открытость - вот что объединяет детей - и святых. Поэтому-то они так близки к Богу. Именно поэтому мы так трепетно относимся к детям - не потому, что они - наша «собственность», а потому, что в их глазах искрятся отблески Божественной святости - святости, еще не сильно помраченной собственными грехами и злом мира, святости, по которой не может не тосковать душа наша: «Ты создал нас для Себя, и мятется сердце наше, доколе не успокоится в Тебе»...
«- Если любишь цветок- тихо произнес Маленький Принц, - единственный, какого больше нет ни на одной из многих миллионов звезд, этого довольно: смотришь на небо и чувствуешь себя счастливым. И говоришь себе: "Где-то там живет мой цветок..."»
Но святость - это не только «детскость». Кристальной чистоты души святые добивались тяжелым подвигом - подвигом борьбы со злом, с тиранией эгоизма и потребительского отношения к жизни. В этом противостоянии злу, в этом горниле искушений переплавлялись их души и сердца становились поистине золотыми, без примеси греховной житейской шелухи... Святые - это не просто «праведные», «добрые», «хорошие» люди: это только те, кто несет на себе зримый отпечаток Невидимого Бога, чьи глаза отражают лучи Небесного света.
В русском языке есть замечательное слово - инок. Инок - значит, живущий иной, новой жизнью, в корне отличающейся от жизни греховной. Святость - это не-от-мир-ность: пока в человеке перемешано добро созлом, эгоизм с жертвенностью, правда с ложью, он не сможет воспламениться любовьюк Богу. Ведь для хорошего костра дрова должны быть собраны - доколе они разбросаны повсюду, горения не будет. Святость живет именно таким, целостным горением человеческого сердца к Богу, которое начинается с появления в душе внутреннего центра, притягивающего к себе все стороны жизни. И этим центром является вера. Святость не принимает греха также, как и ребенок не понимает грехов взрослых в силу своей чистоты.
Святостькак причастность Богу - главный признак любого живущего по вере человека. Невозможно составить какой-то общий для всех «портрет» святости: ведь святые были такими разными... В том-то и тайна святости, что ее можно ощутить скорее сердцем, чем понять умом: ведь правду сказал Маленький Принц: «Самого главного глазами не увидишь»...
- Знаешь, отчего хороша пустыня? - сказал Маленький Принц. - Где-то в ней скрываются родники... Я был поражен, вдруг я понял,что означает таинственный свет, исходящий от песков.... - Да, - сказал я. - Будь то дом, звезды или пустыня - самое прекрасное в них то, чего не увидишь глазами. ... Он уснул, я взял его на руки и пошел дальше. Я был взволнован. Мне казалось - я несу хрупкое сокровище. Мне казалось даже, что ничего более хрупкого нет на нашей Земле. При свете луны я смотрел на его бледный лоб, на сомкнутые ресницы, на золотые пряди волос, которые перебирал ветер, и говорил себе: все это лишь оболочка. Самое главное - то, чего не увидишь глазами...
[1]А.де Сент-Экзюпери. Маленький принц.
[2]М. Цветаева