Есть на земле места, о которых не принято говорить. Стоит лишь мимоходом, случайно упомянуть — и словно в гостиную вошел прокаженный.
Да, вы правы: речь идет о местах, куда цивилизованное общество выплёвывает тех, кто ему больше не нужен. Дома престарелых — вот они, кровоточащие раны человечества... Но почему всё переворачивается внутри, когда видишь этих молодящихся стариков и старух, давно и искренне простивших своих любимых детей, избавивших счастливые семьи от старческой обузы? Ведь что-то здесь явно не так, если в глазах — один и тот же вопрос: «За что?»
Среди заповедей, данных человечеству в Ветхом завете, заповедь о почитании родителей находится на особом месте. По счету, это пятая заповедь, заповедь, в которой происходит переход от обязательств по отношению к Богу к обязательствам, обращенным к ближнему. «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Второзаконие 5:16).
Особенность этой заповеди была отмечена еще апостолом Павлом — это заповедь с обетованием. "Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем" (Ефесянам 6:2-4).
Пятая заповедь не только первая, но и единственная среди всех десяти, где Бог заключает своеобразный договор с человеком, обещая ему долголетие и благоденствие при условии должного отношения к своим родителям.
Но зачем Богу таким особым способом выделять то, что, казалось бы, является вполне естественным для человека? Разве уважение к старшим, почтение к родителям не есть нормальное состояние любого общества, будет ли оно христианским или языческим? Разве не почитание предков было одной из наиболее распространенных форм религиозности первобытного человека?
Отчасти это действительно так. Но при этом история неоднократно свидетельствовала о том, как язычники избавлялись от своих немощных предков. В древней Греции не только в Спарте стариков сбрасывали со скал. В Скандинавии стариков отвозили умирать в лес. Адыги на Северном Кавказе также сбрасывали стариков со скалы в реку. Жители Тибета, как только кто-то из старшего поколения заболевал, выносили больного из дома и оставляли на улице навсегда. В Иране стариков относили в горы, где и оставляли умирать с голода или быть растерзанными хищниками. Среди бурятов вплоть до начала ХХ века существовал обычай убивать стариков по достижении 60-ти летнего возраста. Тот же возраст считался предельным и в Японии, где стариков отводили умирать в горы. В центральной и западной Африке стариков не только убивали, но и съедали...
Современное общество избавляется от ставших обузой уже более цивилизованно — изолируя стариков в приюты, либо «помогая» расстаться с жизнью посредством эвтаназии. Однако смысл остается тот же: «Старость, не мешай жить молодым!»
Однако не только бесконечная ценность человеческой жизни — будет ли это младенец либо дряхлый старик — стала причиной появления пятой заповеди. Божественное Откровение Ветхого и Нового Завета свидетельствует об особом характере отношений между Богом и человеком: здесь Бог — не просто Высший Владыка, или Творец, или Судья: он прежде всего Отец!
Пятая заповедь устанавливает принцип иерархичности не только внутри семьи, но и во всём обществе. Честь быть отцом или матерью — не только почет, но прежде всего ответственность перед Богом за детей, за тех, кто вверен родительскому попечению.
Во время совершения Божественной литургии верующие молитвенно обращаются к Богу удостоить их неслыханной дерзости называть Его, Небесного Бога, своим Отцом в молитве «Отче наш»! Это — величайшее дерзновение утверждать, что Бог является любящим, а значит, и требовательным родителем. Значит, ты не одинок, если Родитель всегда рядом. Но Он не просто следит за твоими поступками — Он еще и величайший Педагог, который где останавливает, а где подталкивает и подсказывает. Только вот понять и услышать можно только тогда, когда ты привык слушаться. Когда в твоей жизни есть, кого уважать и любить. Когда чье-то мнение пропитано опытом и украшено житейской мудростью. Когда почтение к сединам для тебя — не пустой звук.
Так уж устроено у людей,
Хотите вы этого, не хотите ли,
Но только родители любят детей
Чуть больше, чем дети своих родителей.Родителям это всегда, признаться,
Обидно и странно. И все же, и все же,
Не надо тут видимо удивляться
И обижаться не надо тоже.Любовь ведь не лавр под кудрявой кущей.
И чувствует в жизни острее тот,
Кто жертвует, действует, отдает,
Короче: дающий, а не берущий.А дети, приняв отеческий труд
И становясь усатыми «детками»,
Уже как должное все берут
И покровительственно зовут
Родителей «стариками» и «предками».И все же не стоит детей корить.
Ведь им же не век щебетать на ветках.
Когда-то и им малышей растить,
Все перечувствовать, пережить
И побывать в «стариках» и «предках»![1]